В эпоху потребительства и культуры расточительства новое поколение мелких мастеров укореняется, защищая и продвигая мебель ручной работы, которая будет длиться поколениями. Прекрасным примером этого роста мебели ручной работы является столярная и деревообрабатывающая мастерская «Козья Лаборатория».
Меняющийся мир
Прежде всего, люди, как никогда ранее в истории, являются свидетелями того, как естественный мир подвергается угрозе человеческой деятельности. Теперь мы прекрасно понимаем, что наши действия и привычки, то, как мы решили жить, оказывают непосредственное влияние на будущее нашей планеты, каким бы малым, как бы малым мы ни считали эти действия. Несколько поколений назад этого не происходило, и в результате такого нового образа мышления люди начинают повторно использовать, обновлять старые объекты и избегать массового производства более личных и качественных объектов.
В своей книге «Ремесленник», опубликованной в 2008 году, социолог Ричард Сеннетт рассуждает о гомо-изготовителе (или «человек как создатель»). Возвращаясь в мастерские средневековых гильдий и мастерскую скрипача Антонио Страдивари, Сеннетт решил доказать утверждение Иммануила Канта о том, что «рука — это открытое окно в разум». Только делая вещи, — сказал он, — пытаясь и терпя неудачи и повторяя, — мы получаем истинное понимание». Он, как и современный Джон Раскин, не утверждает, что вещи, которые делаются вручную, лучше, чем те, которые делаются машиной. Он просто говорит, что квалифицированный ручной труд — или любая профессия — это путь к полноценной жизни.
Идея «ремесленника» очень всеобъемлюща, но, по крайней мере, со времен промышленной революции, дизайнер и ремесленник традиционно играли разные роли. В мире производственной линии Fordist дизайнер создал модели, которые промышленные мастера будут воспроизводить сотнями или тысячами. Показное потребление, определившее вторую половину 20-го века, определялось массовым производством; мужчинами (но не всегда мужчинами), ответственными за машины. То, что Карл Маркс назвал «товарным фетишизмом» — той невыразимой вещью, которая дает объекту воспринимаемую стоимость, превышающую его реальную материальную стоимость, — лучше всего иллюстрирует механическое совершенство: кривые на iphone, бренд Nike. Но кажется, что все больше и больше мы обмениваем один фетиш на другой.
Промышленность против мастерства
Промышленное производство, конечно же, играет важную роль во многих элементах дизайна продукции и не должно быть случаем массового производства по сравнению с кустарным производством. Многие дизайнеры отвергают идею «универсального подхода» к традиционному производству, а не для того, чтобы успокоить растущий вкус потребителей к персонализации.
У нас здесь постиндустриальная ностальгия по доиндустриальной. В культуре с избытком брендинга и дешевой массовой продукцией, мы романтизируем ручную работу, потому что стремимся к качеству, а не к количеству. Ирония заключается в том, что в то время, как западные потребители стремятся к ремеслам, большинство населения мира живет в странах, где есть местные ремесленники, но стремятся к промышленным продуктам. Массовое производство будет иметь важное значение для того, чтобы избавить миллиард людей от нищеты и обеспечить их основными товарами, которые мы уже давно воспринимаем как должное. В то же время мы станем свидетелями появления все большего количества кустарных промышленных товаров, так как мы жаждем ремесел и пренебрегаем промышленными продуктами.